Проблемы воздействия на психологическое развитие младших школьников использования компьютеров в обучении. Сегодня все больше внимания уделяется оптимизации и индивидуализации школьного образования. Разработаны педагогические, психологические, физиологические и психофизиологические концепции обучения. Увеличивается число школ нового типа — школ, идут по пути опережающего обучения. Изучение некоторых предметов в таких школах начинается раньше, чем в обычных средних школах, и в частности изучение основ информатики и вычислительной техники чаще всего начинается средних классах, а в некоторых школах — в младших классах. При обсуждении любой системы развивающего и опережающего обучения принято указывать, развитие каких именно способностей обеспечивает эта система. Однако, не принято акцентировать внимание на том, чего данная система не может развить и развития чего предоставлена система препятствует. Не всегда учитывается и «биологическая цена», что ученик платит за приобретение знаний, то есть те энергетические и психологические затраты, сопровождающие процесс обучения. Введение основ информатики в начальной школе предполагает в основном ориентирование на игровые формы, на работу с программным обеспечением игрового и учебно-тренажерного характера. Понятно, что игровая учебная деятельность является очень привлекательной для младших школьников.
бисер купить недорого
Но компьютерно ориентированная игровая и учебная деятельность имеет определенную специфику. Анализа влияния компьютерно ориентированной игровой и учебной деятельности на формирование психики и состояние центральной нервной системы младших школьников и посвящена данная работа. Есть сведения о том, что стимулируя «наиболее удобные» для формализации виды деятельности, информатизация способствует угнетению других способов познания. Особенно это касается способов получения и обработки информации. Существует направление, связанное с компьютерными технологиями для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Решение соответствующих дидактических задач предполагает включение в учебные программы элементов игры, или построение обучения на основе игры. В таких системах особое значение приобретает использование мультимедиа-технологий. Но в живом диалоге смысловую нагрузку несут не только слова и зрительные образы, но и жесты, мимика, эмоциональную окраску реплик и другие невербальные элементы. При проектировании и создании учебных программ нужно соблюдать психологических принципов взаимодействия человека и компьютера: достаточность помощи без избыточности, адекватность, мотивированность, отсутствие излишней категоричности и т. д. Применение компьютерных обучающих систем должно дополнять, а не отрицать другие формы обучения. (1) Вышесказанное не умаляет достоинств новых способов оперирования информацией, но не следует пренебрегать опытом традиционных форм обращения и оперирования живым знанием. (2) Потребность в восстановлении и самовосстановлению у ребенка выступает в двух тесно связанных противоречивых формах. Первая форма проявляется как стремление к ярким необычных впечатлений, не укладывающиеся в систему прежнего опыта ребенка. Это ведет к нарушению упорядоченности какой части психических образований, к усилению поисковой активности. Вторая форма выражается в преодолении неопределенности, в росте упорядоченности и устойчивости психических образований, но уже на новом уровне. Эта тенденция стимулирует восстановление с тенденцией к стабильности. В ходе различных форм деятельности у ребенка появляются множество точек зарождения и роста новых психических образований (3). Интенсификация информационных нагрузок, внедрение новых форм и методов преподавания и ряд других факторов делает актуальной проблему создания системы мер по охране психического здоровья учащихся (4). Тревожным сигналом является распространение игр агрессивного содержания. Причем исследования проблемы медиаобразования в США показали, игры с агрессивным содержанием способны стимулировать агрессивность, но только у детей младшего школьного возраста (6-10 лет). То есть, наибольшей опасности подвергаются дети негативных воздействий в тот период, когда кора головного мозга еще не полностью сформирована и основные функции несет подкорка. Компьютерные игры, которые содержат даже неявную агрессию, влияют на формирование устойчивой психофизиологической модели поведения. Появляется большое количество сообщений об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных играх в частности на психику ребенка. Некоторые авторы считают, что занятия с компьютером — это своего рода зависимость, выражающаяся в таких психопатологических симптомах, как неспособность переключаться на другие развлечения, чувство мнимой преимущества над окружающими, обеднения эмоциональной сферы, агрессивное поведение, сужение круга интересов, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности и т. д. Негативную картину дополняют соматические нарушения — снижение остроты зрения, быстрая утомляемость и др. Приведенные выше мнения находят поддержку и в научном сообществе. В то же время часто наблюдается более адаптивное социальное поведение по сравнению со сверстниками у тех, кто уделяет достаточно много времени занятиям на компьютере. В первую очередь это справедливо для младших школьников. Более высокая социальная адаптивность у детей в этом возрасте в первую очередь связана с ростом МА (Mental Age) — ментального возраста. Экспериментальным путем установлено, что у дошкольников и младших школьников, систематически занимающихся на компьютерах, МА выше, чем у сверстников. Такое ускоренное по сравнению с нормой увеличения МА может быть на первый взгляд даже привлекательным в глазах учителей и родителей, но ребенку впоследствии потребуется компенсация такого скачка, может вылиться в различные невротические состояния. Однако, для детей с отставанием в развитии, с психическими нарушениями стимулирования повышения МА, и как следствие — повышение социальной адаптивности очень полезно. Известны аргументы о необходимости обучения критическому восприятию, чтобы защитить детей от опасного влияния медиа, в свое время не имели должного влияния на фоне активной пропаганды эффективности компьютеров в обучении (5). В результате на сегодняшний день особую актуальность приобрела проблема негативного влияния неумелого применения компьютерных технологий на физическое и психическое здоровье детей. Неумеренное применение компьютера может приводить к психопатологических симптомов (6). Изолированное нагрузки по любому из анализаторных каналов вызывает функциональные нарушения незрелого головного мозга с дестабилизацией механизмов компенсации и регуляции центральной нервной системы. В данный момент существуют гигиенические нормы по эксплуатации компьютеров, причем для детей младше 12 лет этими нормами предусмотрено не более 10 минут непрерывной работы на компьютере. К сожалению, далеко не всегда эти нормы строго соблюдаются в учебном процессе. Современные компьютерные системы даже в большей степени, чем кино и телевидения, могут быть источником развлечения, рекламы, включая и нежелательные для педагогов и родителей направления (например, виртуальное насилие, порнография и т. д.). Сегодня американские школы пришли к использованию компьютеров на уроках в качестве дополнения к информации, данной учителем, извлеченной из учебников, как печатные машинки и калькуляторов (7).